Подсказка для рукодельницы

Продолжаем адаптировать ценные советы маркетологов к жизни хендмейкера (или мастера, или ремесленника) , желающего на свое любимое увлечение деньги не тратить, а зарабатывать. В прошлый раз, если помните,  были советы как извлечь максимум пользы из посещения рукодельной выставки или иного группового мероприятия.

Сегодня поговорим о «секретах успеха» рукодельника, работающего по заказам, их еще называют фрилансерами.

1. Делайте лучше, делайте больше, делайте быстрее

«Допустим, объём вашей задачи — 100 единиц. Сделайте его на 105. И не за пять дней, как договаривались, а за четыре с половиной. Особенно если вы во фриланс пришли недавно и тем более если вы уже устоявшийся профессионал. Отдавайте, делитесь, будьте трансляторами. Доверие — это хрустальный шар, который очень тяжело восстановить, разбив однажды.»

Применительно к заказу на изготовление изделия — не экономьте на материале и «прибамбасах», даже есть достаточно ограниченный бюджет. Придумайте дополнительную деталь, аксессуар,  красивую застежку, в сумку положите грошовую упаковку бумажных платочков и так далее. Естественно, в рамках согласованной с заказчиком концепции изделия.  То же, кстати. относится к случаям, когда вы продаете материалы или инструменты. Например, я заказывала кардер («чесалку» для шерсти) в Донецкой области, с доставкой на попутном автобусе. И мне было очень приятно получить мой заказ в хорошей прочной коробке, которая у меня «живет» до сих пор,  я в ней держу запасы шерсти, плюс ручные кардеры-щетки (я заказывал два. а мастер положил еще третью в подарок), плюс специальные штучки для ухода за моей чесалкой.

2. Несите ответственность за сделанную работу и данное слово

«Логическое продолжение первого пункта. Дали слово выйти на связь в 13:00? Сообщите заказчику в 12:55, что готовы к беседе. Удивительно, сколько фрилансеров прогорает на такой простейшей вещи, как пунктуальность. Время — единственный невосполнимый ресурс, неуважение к которому ведёт прямиком в чёрные листы заказчиков.»

Непунктуальность — одна из самых  распространенных жалоб на Ярмарке Мастеров, причем и со стороны мастеров, и со стороны заказчиков. К этому надо быть морально готовым. Особняком стоят ситуации, когда вы не достаточно точно и подробно оговариваете заказ с покупателем и получаете разборки по поводу «перламутровых пуговиц» или крыльев для бронзового коня :). Опять же по собственному опыту. Один раз получила заказ на чехлы для садовой качалки. толком не обговорила с заказчицей гамму и палитру используемых лоскутов. Просто она написала, что «как у вас только без черных полос и не слишком ярко», а я ее успокоила что мол черного не будет, а будет винтажный ситец приглушенных оттенков. После приема работы пишет она мне, что ожидала чего то другого, в общем благодарности я от человека не получила и как заказчик она для меня, скорее всего. потеряна.  А всего то было — сфотографировать те лоскуты, что у меня были предназначены для работы с этим самым заказом и отослать заказчице. Все бы и прояснилось!

работа

3. Решайте задачи клиента, а не лезьте к нему в карман

«Фрилансер — от слова free, то есть свободный. И чтобы нести это гордое имя, надо уметь правильно работать с клиентами. Слушайте того, кто пришёл к вам, выявляйте его боли, решайте его задачи. Заказчику не нужен сайт или текст, которые мы делаем. Ему нужно решение: увеличение объёма продаж, охват аудитории, движение трафика и так далее. Профессионализм — это внимательность, деньги приходят по мере нашей полезности рынку и обществу.  Один из самых частых вопросов новичка: «Сколько?»»

Головная боль многих начинающих мастеров — как был сделать так, чтобы аванс (или предоплату) вообще не тратить, или сэкономить по максимуму. Между тем,  клиенту мы объясняем  необходимость предоплаты как раз закупкой материалов.  Согласна, ситуации бывают всякие, вплоть до необходимости купить молока ребенку или отдать долг, когда коллекторы уже стучат в дверь. Но это не отменяет необходимости думать о заказчике, а не только о том, что вот сейчас получу деньги и побегу в магазин/банк/салон и так далее. Перефразируя вышенаписанное — заказчику не нужно платье, или шторы, или кольцо. Ему нужно определенное впечатление на первом свидании, или  чувство уюта и тепла в доме, или ощущение крутости и собственной неповторимости. Наша задача — отгадать мотив заказчика, и как только мы научимся это делать — мы сможем находить заказчиков с теми запросами, под которые «заточены» наши работы.

4. Берите предоплату

«Простейший принцип, который собирает внутренне и даёт подпитку для старта нового проекта. Плюс ко всему у вас возникает уверенность, что заказчик не срулит в момент, когда остаётся просто залить сайт на хостинг. Для меня лишь предоплата является гарантией начала работы, без неё я даже не открываю свой софт для разработки.»

Добавить особо нечего. Предоплата — это и ваша гарантия серьезности намерений заказчика, чтобы не было «я передумала» в последний момент, когда вещь уже готова. Кстати, есть такие трепетные, что просто не выходят на связь в условленное время — они решили отказаться от заказа, но сообщить вам об этом им неловко. К этому тоже надо быть морально готовым. Кроме того, предоплата — это гарантия и для заказчика что заказ будет выполнен строго в оговоренные сроки, по согласованным размерам, из согласованных материалов и так далее.

5. Полную оплату берите после завершения всей работы

«Иногда попадаются заказчики, готовые выплатить всю сумму за работу ещё до её окончания. Вроде бы приятно, но… Тут есть очень тонкий момент: пропадает мотивация. Имея в кармане деньги, вы пытаетесь закрыть проект как можно быстрей. В связи с этим начинает страдать качество, появляется лень, чаще приходится пинками заставлять себя работать. Поэтому я всегда для себя оставляю морковку, которую возьму только по завершении работы. Хороший материальный бонус за успешное окончание.»

Опять же , полностью присоединяюсь.  Сама мысль о том. что часть денег будет после сдачи заказа ( а клиент может и не принять!) здорово стимулирует. С одной стороны хочется побыстрее сделать работу, с другой стороны — не дает халтурить.

6. Начните делать

«Этот лайфхак я обнаружил для себя, ещё когда учился в универе. Назвал я его Правилом 10–15 минут, а позже узнал о том, что изобрёл свой собственный велосипед. 😉 Вся соль кроется в способе функционирования мозга: втянувшись в задачу, он потом просто не захочет переключаться на что-нибудь ещё. Зато мозг всегда сопротивляется осознанным усилиям что-либо начать. Причём этот же принцип действует и в других жизненных сферах: начиная от починки крана на кухне, заканчивая выходами на тренировки или в походы. После успешного укрощения десятиминутной умственной строптивости мне вдруг стала понятна природа лени.  Лень — это отсутствие волевого усилия просто НАЧАТЬ!»

Добавлю от себя — в этом плане нам, рукодельницам помогает то, что наша работа практически всегда состоит из набора определенных последовательных действий. Раскроить ткань, набрать петли на спицы, натянуть ткань на подрамник и так далее — все это задачи простые . И как только вы , может даже сознательным усилием воли, сделаете этот первый шаг —  ваши золотые ручки уже сами продолжат — сделают наметку на деталях шитья, первые ряды в вязании, контур, по которому будет продолжен рисунок для росписи и так далее.  Наверно все, еще со школы замечали, что для того чтобы сделать уроки — достаточно сесть за стол. открыть тетрадь, учебник и написать в тетради первую строчку — дальше уже уроки будут делаться «сами».

7. Не бойтесь низкооплачиваемых заказов

«Иногда в череде заказов наступает затишье. Старые проекты закрыты, а новые ещё не открылись. Можно выдохнуть… Выдыхаешь-выдыхаешь, а заказов всё нет. Потихоньку начинается раздражение, переходящее в панику: «А-а-а, нет заказов!!! А-а-а, скоро не будет денег!!! А-а-а, я пропаду!!! А-а-а, все умрут!!!» Как только я вижу проявления подобных истерик на ментальном уровне, я решаю устроить акцию. Иду на биржу и беру заказы со стоимостью на 30–50% ниже моих устоявшихся цен.

Цель такого мероприятия — снять блок мешающих чувств и впечатлений в собственном уме, чтобы вместо «А-а-а, нет заказов!» в нём транслировалось «Отлично! Заказ есть, работаем». Бонусом к данному приёму может быть и расширение зоны своих постоянных клиентов. Чем с большим количеством людей вы общаетесь, тем больше вероятности того, что о вас кто-то кому-нибудь расскажет. Однако я никогда не работаю бесплатно! Даже если не беру денег за свою услугу, то прошу что-либо сделать для меня взамен. Это позволяет вам и заказчику ценить время и усилия друг друга.»

Вот это правило не такое очевидное, как первые шесть. Кажется, что если ты достиг определенного уровня мастерства (к примеру шьешь  свадебные наряды) то брать заказ с более низким уровнем квалификации — сшить к примеру партию фартуков для уроков труда — «западло»,  «демпинг» и так далее. И я сама иногда так думаю. Но дело в том, что свободного времени не бывает в принципе, и если у вас нет заказов, вы начнете освободившееся время заполнять хлопотами по дому, чтением дамских романов, а то вообще чем нибудь столь же полезным и продуктивным, как шоппинг. И когда после перерыва появится новый заказчик (ну или старый про вас вспомнит) — захочется ли вам бросать то, чем вы с удовольствием занимаетесь, и переключаться обратно на работу? То то и оно!

Оригинал статьи, из которой были взяты цитаты — на сайте Лайфхакер   lifehacker.ru/2015/07/15/7-tips-for-freelancer

П С  — добавлю от себя  (точнеее от  коуча Дмитрия Богданова) еше один секретный пункт

8. Разделяйте планирование и осуществление планов. Задумали — сделали.

Казалось бы, чего может  быть проще?  На самом деле, сколько раз дела начинались без плана, » с бухты- барахты» и заканчивались ничем? А как часто мы что то делаем, потом вдруг бросаем, не доделав до конца, и начинаем с начала или переделываем — и так до бесконечности? У меня так бывало и достаточно часто.  А секрет на самом деле достаточно просто  — начали что то делать — пока не доделано до конца, оценивать рано.  Не надо менять планы по ходу их осуществления  (ну кроме случаев грубой ошибки, но это все результат отсутствия планирования) надо поступать последовательно:  замысел — планирование (разбиение замысла на этапы осуществления) — работа — оценка результата. Иначе будет не результат, а то, что одни стыдливо называют «Я старался» а другие — вообще «тем чем мальчики в детстве занимаются» ….

Вот как то так.

Поделитесь своим мнением

© 2012-2017 Клетчатый Кот · Самые интересные события в мире хендмейда, мастер-классы
Яндекс.Метрика