Сестры Артеменко: мы все делаем вместе
Оксана и Марина Артеменко относятся к новой когорте украинских кинорежиссеров и сценаристов. Их ленты неоднократно становились лауреатами украинских и зарубежных кинофестивалей. Часто сестры-двойняшки работают на площадке вместе. Так снимались фильмы «Мастер и Маргарита», «Тимка», «Абонент».
Среди режиссерских работ Оксаны — короткометражки «Надежда», «Ваня». «Ностальгия», «Не меньше 50 кг», «Мелисса», «Пока горит спичка…» — наследие Марины. Фильм «Не меньше 50 кг» показывали больше, чем на 100 кинофестивалях.
Лента получила награду львовского «Кинольва», участвовала в Международном кинофестивале UNICA, где была удостоена Золотой медали как лучший некоммерческий профессиональный фильм.
Незнакомые люди постоянно путают Марину и Оксану, ведь и внешне, и по голосу различить их очень сложно.
Как сообщает информированный источник, девушки придерживаются похожего спортивного стиля: джинсы и простые ненавязчивые кофточки, удобные кроссовки — истинно режиссерский «look». Особой выразительности внешности Оксаны и Марины добавляют опрятно зачесанные косички.
Говорят: «на самом Деле мы никогда специально одинаково не одеваемся. Очевидно, схожие вкусы нам привили родители, которые покупали похожие вещи. Они понимали, что выделять одну из нас неправильно, ведь мы должны расти равными».
Обычно любознательные знакомые интересуются пользовались ли девушки своей схожестью в школе, составляя, например, друг за друга экзамены. Однако кинорежиссеры эти догадки опровергают: если математика давалась обоим, то сдавать друг за друга смысла не было.
Если химия и физика не давались Марине, то и Оксана имела с этими предметами проблемы. «Смысла заменять сестру не было, потому можно было получить даже худшую оценку», — шутит Марина.
«В детстве мы были серенькими мышками, очень спокойными, очень правильными. Хотя, конечно, с другой стороны, то, что мы росли в частном секторе, сказалось. – вспоминают сестры.
— Было всего понемножку, ведь жизнь человека состоит из многих миров. Школа — это отдельный мир, дома — другой, с друзьями — третий мир. В школе были очень тихими, а дома и с друзьями, бывало, безобразничали».
Все каникулы проводили вместе на даче. Стоит ли говорить, как проходит лето детей в селе? Без убытков не обходился никто, и Марина с Оксаной — не исключение.
«Помню, когда полезла к соседям за шелковицей и упала в свеженькой кофточке с ограды прямо в опавшую шелковицу», — вспоминает Оксана. «Могли, никому не сказав, пойти на реку ловить улиток. — добавляет Марина. — Если шкодничали, то вместе. На орехи получали тоже вместе».
По характеру девушки тоже совершенно разные. Проследить эти разногласия можно даже небольшими деталями в творческой работе.
«Когда мы вступали на сценаристику к Богдану Жолдаку, он нас обоих взял на бюджет, несмотря на то, что мест на курсе было всего пять. Впоследствии Богдан Алексеевич рассказал, что прочитав наши работы, он увидел, что мы абсолютно разные», — рассказывают девушки.
На съемочной площадке Оксана и Марина любят работать вместе только, если каждая выполняет отдельные обязанности. Делить одно режиссерское кресло им чрезвычайно сложно. Однако, результаты совместной работы сестер более чем удачные.
Например, украинская комедийная короткометражная лента «Абонент» была включена в программу Short Film Corner Каннского кинофестиваля 2014 года, а также к программе 25-го открытого российского кинофестиваля Кинотавр.
А недавно Оксана и Марина имели возможность испытать себя в качестве актрис в фильме «Моя бабушка Фанни Каплан».
Когда Марине и Оксане было около 5 лет, произошел интересный случай, который ярко указал на будущее художниц. Дома у сестер стоял мультипликатор для диафильмов. Однако пленок для него было всего две.
Поэтому, когда девушкам надоело их постоянно пересматривать, они решили создать собственный фильм. «Мы нашли какую-то пленку, вырезали из нее ленточку, на которой красным карандашом нарисовали разные яблочки, зайчиков и прочее.
Однако увидели свое творение нам так и не удалось, карандаш стерся, и таким образом мы испортили мультипликатор. Пожалуй, это была первая наша попытка творить кино».
Склонность к творчеству проявлялась у Оксаны и Марины еще с юношеских лет. Девушки жили в частном секторе и регулярно устраивали с другими детьми массовые концерты. «Это была самобытное творчество. Мы танцевали под мелодии музыкальных открыток.
Тогда мало кто занимался в музыкальной школе или каких-то кружках, поэтому это был своеобразный народный борщаговский фольклор», — смеются.
В детстве одним из любимых фильмов девушек «Король воздуха». Как и любые тинейджеры тех времен, они смотрели сериалы вроде «Беверли-Хиллз, 90210» или «Дикая роза».
Конечно же, пересмотрели всем известную классику вроде фильмов «Чужие», «Пятый элемент», а также «Полтергейст», после которого долго боялись уснуть. «Иногда, просматривая фильмы, которыми восхищался в детстве, разочаровываешься.
Смотришь на них с точки зрения режиссера, и понимаешь, что там скучно, а там можно было сделать лучше.Поэтому некоторые ленты мы решили не пересматривать», — признаются девушки.
Вдохновение художницы черпают повсюду. Иногда это может быть человек, заметка, картина, фотография, а порой — просто красивая локация, под которую хочется придумать историю. «Иногда вдохновляют чужие фильмы. В каждого сценария отдельная история возникновения», — говорят кинорежиссера.
Как и большинство режиссеров и сценаристов, Оксана и Марина имеют определенные творческие планы и мечты. Обе желают снять в своем фильме Джареда Лето. «Очень хотелось бы поработать с Иваном Миколайчуком, если бы это было возможно», — признаются сестры.
«У меня есть мечта экранизировать свой сценарий «Крылья» о человеке, который мог видеть крылья. Эта история очень близка мне», — делится Марина. «А мне хочется просто творить, постоянно быть в процессе. Если будет возможность, идея всегда найдется», — говорит Оксана.
Хотя по натуре сестры довольно разные, о том, что значит понимать друг друга с полуслова, они знают не понаслышке.
«Есть такая игра, — она, кстати, показная в фильме Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки», — когда на бумажке пишут имя персонажа, клеят тебе на лоб, и ты имеешь с подсказок партнера понять, о ком идет речь. Иногда в таких играх нам хватает какого-то намека, и все становится понятным», — говорят девушки.
Однако это и не удивительно, ведь Марина и Оксана никогда надолго не расставались. Даже сейчас живут в одном доме и плохо представляют себе жизнь без сестринского плеча рядом.
Не иметь связи с родным человеком длительное время чрезвычайно сложно. Особенно, если она находится за сотни или тысячи километров.