Стоит ли доверять рейтингам вузам
«Не советую обращать внимание на рейтинги «Топ-200» или «Компас», хотя, думаю, последний уже и не делают», — рассказал образовательный эксперт Егор Стадный. По его словам, рейтинг «Топ-200 университетов» имеет изъяны с индикаторами, на основе которых он составлен, и с источниками информации. «В частности, не уверен, что количество профессоров, доцентов, докторов и кандидатов наук — это атрибут качества университета». «Компас», который составляли на основе опроса работодателей, учитывал мнение крупнейших компаний, преимущественно сконцентрированных в столице, что, соответственно, не охватывало большую часть украинского рынка труда.
Что общего у филологов и программистов
Отдельно эксперт отмечает важность тех дисциплин, которые студент может выбирать самостоятельно. «Это очень важное нововведение. Нужно филологу иметь навыки программирования? Что важнее для химика: биология или инженерия? Сейчас минимум 25% своей программы студенты формируют самостоятельно. Проверьте, как они это делают: им позволяют выбирать дисциплины из других факультетов или отправляют только на свои кафедры? Происходит презентация этих дисциплин? Наши образовательные программы отстают от рынка труда. Для мобильного реагирования на потребности этого рынка надо, чтобы студенты самостоятельно докомпонировать набор различных компетентностей».
Или наши филологи сейчас задумываются над тем, что в мире имеют бешеный спрос автоматизированные словари и переводы? Что в бизнесе и политике очень востребованное явление распознавание упоминаний в сети, этих тональностей упоминаний, которое дает возможность измерять имидж. Это уже смежная область между филологией и программированием. Ну а про сочетание инженерии с естественными специальностями сейчас знают, наверное, и дети.
Не спешить — последнее правило
Эксперт также приводит результаты исследований, которые свидетельствуют: если за год выбранная специальность уже не привлекает, лучше не тянуть и решиться на перевступление. «Так же ничего плохого не вижу в том, чтобы пропустить год. На собственном примере могу сказать: на второй год поступления вы уже гораздо глубже осознаете, что это вам может дать в будущем». Чем заниматься в течение этого времени? Прежде всего, не страдать от депрессии. А родителям не сгущать краски. Если ребенок не поступил в вуз, а вы с пониманием отнеслись к этому, следовательно, не потеряли с ней контакт, она не закроется, а взамен сможет, например, выбрать самообучения, попробовать различные онлайн-курсы, которые помогут определиться с направлением. «Увидите: за год она будет в гораздо более выгодном положении, чем те сверстники, которые сломя голову вступили куда-нибудь. Можно, наконец, пойти работать. Это был мой путь, и я о нем ни минуты не жалею». Это возможность научиться ценить собственное время и деньги, словом, повзрослеть.
Напоследок. Время, когда люди десятками лет не меняли работу, остается в прошлом. Сейчас все важнее становится умение перемещаться по рынку труда. Поэтому чуть ли не самым ценным является навык к самообразование в течение всей жизни. Привычка постоянно развиваться — залог оставаться конкурентоспособным и востребованным на рынке.